РЕПОРТАЖ | Визит инспектора труда на строительную площадку: опасные ситуации нужно начинать фотографировать, еще не успев выйти из машины

В строительном секторе происходит слишком много несчастных случаев на производстве. Вместе с инспектором труда Микком мы отправились проверить один строительный объект.
Утро понедельника. Инспектор труда Микк направляется к машине, держа в руках шлем, телефон, планшет и папку. По пути на строительный объект он проезжает мимо дома, в котором Инспекция труда должна была приостановить работу. «Внутри находится асбест (природный минерал, который представляет опасность для человека при вдыхании — ред.). У рабочих не было ни защитной обуви, ни шлемов, не имелось необходимых масок, вся территория не была огорожена», — перечисляет Микк ряд недостатков, из-за которых накануне работа была приостановлена.
Остановившись на стоянке перед строительной площадкой, для проверки которой мы направились, инспектор труда достает из кармана телефон, чтобы зафиксировать опасную ситуацию. «На работнике в жилете, который находится на крыше, нет страховочной привязи», — своим внимательным взглядом он уже заметил потенциально опасное место. Он поясняет, что именно при проведении мониторинга или внезапных проверок часто можно заметить ошибки уже издалека. С этого началась проверка, которая официально называется надзорным производством. Однако цель проверки не в том, чтобы кого-то наказать, а чтобы обратить внимание на недостатки и провести разъяснительную работу.

Подходя к воротам на строительную площадку, замечаем, что рядом с входом не указано ни одного контактного номера, поэтому инспектор начинает обходить дом. Далеко идти не пришлось, так как за углом в воротах, расположенных вокруг объекта, обнаруживается проем, а перед ним – утрамбованные следы на снегу. «Такого быть не должно, потому что на объект могут попасть посторонние лица», — инспектор явно недоволен ситуацией.
Здравствуйте! Инспекция труда!
При входе в здание слышны звуки сверления, чувствуется стойкий запах пыли, и на каждом шагу приходится смотреть себе под ноги, чтобы обо что-нибудь не споткнуться. На самом деле рабочая площадка должна содержаться в порядке и чистоте, чтобы не было опасности споткнуться. Поднявшись по лестнице, инспектор труда оказывается в офисе, где находится начальник объекта. «Здравствуйте! Микк из Инспекции труда! Пришли проверить ваш объект, посмотреть, как у вас идут дела», — сообщает он о цели посещения. На это прораб отвечает: «Помаленьку. Потихоньку начинаем наращивать темпы».
Микк предлагает осмотреть объект, и мы отправляемся на первый этаж к работнику, который в данный момент стоит в наушниках на лесах, сверля дырку в стене.

Инспектор труда представляется, беседует со строителем и называет недостатки: перила лесов слишком низкие, леса должны располагаться ближе к стене, а рабочую зону можно ограничить, например, предупредительной лентой.
Немного подумав, работник спрашивает: «Можно вежливо отказаться?» Инспектор труда объясняет, что в целях обеспечения безопасности труда он не может разрешить продолжать работу таким образом, и предлагает альтернативные решения, позволяющие продолжить работу более безопасно.
Работник не хочет выполнять рекомендации инспектора и спрашивает: «А что будет, если я продолжу работать как работал?» Микк конкретно и спокойно отвечает, что нужно либо устранить недостатки, либо приостановить работу. Но сверловщик не сдается: «Если бы я работал на лестнице?» Инспектор поясняет, что лестница — это средство труда, предназначенное для временной работы, и если выполнять такого рода работу с использованием лестницы, то лестницу необходимо закрепить снизу или сверху, а работник, в свою очередь, должен быть прикреплен к лестнице страховочной привязью.
Слышно, как работник вздыхает и спрашивает: «А нельзя в первую очередь руководствоваться здравым смыслом, а уж потом — сводом правил? Я выполнял эту работу в течение четырех лет в двух странах и до сих пор жив».
Микк отвечает, что несчастные случаи никогда нельзя предсказать, и приводит примеры, когда самоуверенность приводила к печальным последствиям. Например, кто-то может случайно наткнуться на строительные леса, из-за чего опора раскачается, а падение на землю без шлема может закончиться весьма плачевно. Если леса расположены недостаточно близко к стене, то стоит работнику отвлечься, как он может упасть в проем между стеной и лесами. Инспектор имеет почти 21-летний опыт работы в строительном секторе и очень хорошо знает, что происходит на стройках. Он своими глазами видел, как коллега упал с высоты и мгновенно скончался, потому что пренебрег средствами индивидуальной защиты, использование которых предусмотрено инструкцией.
В ходе беседы выясняются все новые детали, например, то, что работник при первом выходе на объект не был ознакомлен с планом безопасности труда и не подписал его.
Договоренности не соблюдаются
Микк с начальником объекта идет дальше. «Когда мы приехали, два работника, устанавливавшие кровельное железо на террасе, работали без страховочной привязи», — указывает инспектор на недостаток, который он заметил еще из окна автомобиля.
По приказу инспектора находившийся по жестяной крыше работник спустился, чтобы надеть страховочную привязь.
Двое мужчин в желтой спецодежде находятся на открытом участке крыши, один из них на лестнице, а другой — на несколько метров выше на территории крыши. Прораб спрашивает одного из работников, помнит ли он, о чем у них был разговор в пятницу, на что работник в ответ кивает. В пятницу начальник объекта приказал ему использовать страховочную привязь, но, несмотря на это, ситуация не изменилась. По приказу инспектора находившийся по жестяной крыше работник спустился, чтобы надеть страховочную привязь.
По ступенькам лестницы инспектор и начальник участка подходят к окнам, из которых можно увидеть висящий снаружи подъемник и работающих внутри него двух работников. «Страховочная привязь надета, но к подъемнику не прикреплена», — обращает внимание инспектор труда на опасную ситуацию и указывает через окно работникам, чтобы они прикрепили страховочные привязи.

Расстаемся по-дружески
Инспектор обращает внимание еще на некоторые недостатки, после чего они возвращаются в офис и садятся за стол. «Могу ли я ознакомиться с актом общей проверки, проведенной на прошлой неделе?» — спрашивает инспектор. Он просматривает также ряд других документов. Хотя начальник объекта общей проверки не проводил, однако заверяет, что проверяет безопасность каждый день. Он показывает, что на объекте также установлены камеры, с помощью которых можно проверить выполнение требований безопасности.
В ходе беседы с начальником объекта выясняется, что у него не было неприятного опыта общения с Инспекцией труда. «Даже если нам делают замечания и фиксируют недостатки, я их устраняю и высылаю фотографии. Это совершенно нормально. Приходя на объект, я не могу быть на сто процентов уверен, что все без сучка и без задоринки. Просто надеемся, что недостатков немного», — говорит начальник объекта. Он знает, что для обеспечения безопасности важно обращать внимание на недостатки.
Они любезно прощаются друг с другом, и инспектор снова направляется к машине.