Количество трудовых споров
Охлаждение эстонской экономики в 2023 году проявилось в нескольких сферах и сказалось как на предприятиях, так и на работниках. Вследствие охлаждения экономики предприятия могут столкнуться с падением доходов от продаж, что, в свою очередь, может привести к сокращению работников.
В 2023 году количество безработных увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 7500 человек. Однако и число людей трудоспособного возраста увеличилось на 25 600 человек, поскольку на эстонский рынок труда вышло много военных беженцев, прибывших из Украины.
Сложность экономической ситуации породила напряженность в отношениях между работодателями и работниками, что привело к увеличению количества трудовых споров. Комиссия по трудовым спорам (TVK) — это внесудебный орган по разрешению трудовых споров, который разрешает трудовые споры между работодателем и работником. Статистика трудовых споров показывает, что в 2023 году в комиссию по трудовым спорам было подано 2297 заявлений, из которых 2046 поступили от работников и 251 — от работодателей. По сравнению с предыдущим годом количество трудовых споров увеличилось на 428.
Наряду с увеличением количества трудовых споров начали расти и суммы требований. В предыдущие годы было видно, что работники обращаются в комиссию по трудовым спорам с меньшими суммами, а сегодня суммы значительно выше. В 2023 году общая сумма требований составила 11,4 млн евро (в 2022 году — 9 млн евро), полностью были удовлетворены требования на сумму 1,8 млн евро и по требованиям на сумму 2,3 млн евро достигнуты компромиссы.
Больше всего требований работников было связано с невыплаченными заработной платой, отпускными и другими возмещениями. В начале 2023 года заявители все еще получали заработную плату, хотя и частями либо с задержкой. Однако в конце года в TVKS уже было много предприятий, которые оказались не в состоянии даже частично выплачивать заработную плату работникам. Ряд предприятий из-за долгов получили запрет на распоряжение либо подали заявление о банкротстве. В 2023 году в Эстонии прекратили свою деятельность 2000 предприятий, некоторые по заявлению о банкротстве. Если в случае банкротства работник имеет возможность хотя бы частично потребовать возмещения долгов работодателя через Кассу по безработице, то получение денег от предприятий, с которых больше взять нечего, требует особых усилий со стороны работников, но и в этом случае положительный результат не гарантирован.
Например, предприятие общественного питания, находящееся на грани неплатежеспособности, в течение нескольких месяцев частично или полностью не платило заработную плату десятку работников. В то же время на работу принимались новые работники, которым также не платили. Большинство работников составляли молодые люди, среди них — несколько несовершеннолетних. Те, кто знал, что делать, и набрался смелости, обратились в комиссию по трудовым спорам, чтобы получить деньги. Вероятно, молодые люди увидели свои неполученные заработные платы только через полгода, потому что в случае банкротства Касса по безработице частично возмещает долги работодателя работникам. Тот же работодатель решил во время производства, которое вела комиссия по трудовым спорам, не отвечать на электронные письма, и только на передачу заказных писем государство потратило сотни евро.
С отрицательной стороны проявили себя в 2023 году предприятия по аренде рабочей силы. Предприятие по аренде рабочей силы — это предприятие, которое заключает трудовой договор с работником и выплачивает заработную плату, но отправляет работника на работу к другому работодателю (предприятие-пользователь). Об арендной работе работник должен быть четко и понятно проинформирован в трудовом договоре, тем не менее нередки случаи, когда работнику не ясно, кто его работодатель. Поэтому требовать заработную плату и другие возмещения через орган, рассматривающий трудовые споры, сложно, а при отсутствии доказательств даже невозможно. Многие предприятия по аренде рабочей силы отправляют работников на работу на предприятия-пользователи, но, со своей стороны, не выполняют обязательства по выплате заработной платы.
Требования работодателей были связаны с расторжениями трудового договора и возмещениями имущественного ущерба, причиненного работником. Из споров можно заметить, что работники расторгают трудовой договор в чрезвычайном порядке слишком легкомысленно. Кроме того, существенным недостатком трудовых отношений является слабая коммуникация между сторонами, что часто приводит к недоразумениям и спорам. Ситуации, когда работодатель обращает внимание на упущения в работе работника, воспринимаются как несправедливость или моббинг, которые в случае последующего спора работник доказать не способен.
Например, перед расторжением трудового договора в чрезвычайном порядке работник отправил работодателю письмо, в котором утверждал, что подвергается моббингу на работе. Работник только описал конфликт с коллегой, который был урегулирован, и теперь отношение коллеги к работнику стало более дружеским. Таким образом, работодателю осталось неясно, что именно квалифицируется как моббинг на работе. Однако работодатель обратился в комиссию по трудовым спорам с просьбой признать ничтожность расторжения трудового договора. TVK сочла, что из представленных работником доказательств нельзя сделать вывод о том, что он в течение длительного времени систематически подвергался плохому обращению, и установила ничтожность расторжения трудового договора в чрезвычайном порядке.
Некоторые работодатели не хотели принимать окончательное решение о сокращении, надеясь на возможный экономический подъем в дальнейшем, и поэтому пытались найти решения, позволяющие отсрочить возможные сокращения. Например, работников часто спрашивали о том, не хотели ли бы они пойти в «вынужденный отпуск».
Закон об отпусках, действовавший до 1.07.2009, действительно предоставлял работодателям такую возможность (на три месяца в течение 12-месячного периода с отпускными не менее 60% от действующей ставки минимальной заработной платы). Кроме того, работодатели предлагали работникам неоплачиваемый отпуск, то есть отпуск без содержания, что, однако, предполагает соглашение сторон трудового договора. Если соглашение об использовании неоплачиваемого отпуска не было достигнуто, но возможность работать не была обеспечена, работники оказываются в ситуации простоя, и в этом случае работодатель обязан, в соответствии со ст. 35 TLS, выплачивать работникам среднюю заработную плату за этот период.
В 2023 году Инспекция труда ответила на 38 642 звонка, что на 8,2% больше, чем в 2022 году.
Количество электронных писем выросло на 16%.
Увеличилось количество вопросов, связанных с ситуацией перед сокращением и с сокращением. Поступило много вопросов, касающихся рабочего времени и времени отдыха и не полученной заработной платы.
Кроме того, все более заметную роль в трудовой жизни Эстонии начинает играть психосоциальный фактор опасности. Из-за различных кризисов и экономического давления отношения в рабочей среде стали напряженными, имеют место моббинг и унижение.
Например, работник пишет: «Руководитель следит за каждым действием, которое я совершаю в ходе работы, выискивает ошибки, комментирует их, отправляет по этому поводу письма начальству по электронной почте и обращается со мной не так, как с другими работниками. Все это мешает мне выполнять работу, вызывает тревожность, стала снижаться и моя способность сосредотачиваться».
Рабочая среда эстонских предприятий улучшается из года в год, и растет осведомленность работодателей о безопасности труда. На это также указывает снижение количества несчастных случаев на производстве, однако частично оно может быть связано также с охлаждением экономики. Несчастных случаев на производстве произошло на 11% меньше, чем годом ранее. Несомненно, культура безопасности в некоторых секторах улучшилась, но можно полагать, что из-за страха потерять работу о небольших происшествиях не сообщают.
В рабочей среде Эстонии значительный вес имеют микропредприятия, то есть предприятия, на которых работает до десяти работников и которые составляют около 83% всей предпринимательской среды. Доля малых предприятий (10–49 работников) составляет примерно 14%, средних предприятий — 3%, а на долю крупных предприятий приходится только 0,4% рабочей среды Эстонии.
Больше всего предприятий и работников в секторах торговли и строительства, поэтому Инспекция труда также уделяет много внимания этим секторам. Однако количество работающих по трудовому договору больше всего в обрабатывающей промышленности, оно составляет около 98 000 человек (уменьшение по сравнению с прошлым годом примерно на 6 000).